Back to top

Круглый стол «Байкал – жемчужина России»

19 ноября 2024

Документы

17 ноября состоялся круглы стол, посвящённый озеру Байкал. Организаторами круглого стола выступили МУ ДО "Малая академия", Молодёжный клуб РГО "Академический" и АНО "Центр экологии и туризма "Чистая Бурятия"". Главная цель этой онлайн встречи - привлечь внимание подростков к экологическим проблемам уникального лимнологического объекта. На встрече присутствовали учащиеся МУ ДО «Малая академия» из объединений «Исследователи биологии», «Геоландия» и «Юный геолог», а также школьники из Республики Бурятия: МАОУ СОШ №22 г. Улан-Удэ, МОУ СОШ «Поселья» и МОУ СОШ «Гурульбинская».

Так же на мероприятии присутствовали эксперты: директор МУ ДО «Малая академия», член Совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, руководитель комиссии географического и экологического образования Алексей Александрович Оробец; И.о. заведующего кафедры экологии и природопользования Института естественных наук Бурятского государственного университета, к.г.н., эксперт Бурятского Республиканского отделения РГО Сэндэма Доржиевна Ширапова; директор АНО «Чистая Бурятия», председатель Комитета по экологии торгово-промышленной палаты Республики Бурятия, член Общественного совета «Бурприроднадзор», к.филос.н. Лейла Мамедовна Хахураева; доцент кафедры геоэкологии и природопользования ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, к.б.н. Наталья Алексеевна Пикалова.

На встрече ребята из Бурятии и Краснодарского края обсуждали экологические проблемы озера Байкал и возможные варианты их решения. Марк Полубояров (объединение «Геоландия») рассказал о физико-географической характеристике озера Байкал. В частности, в докладе было упомянуто о том, что еще Иван Деменьтевич Черский в XIX веке насчитал 336 рек и ручьёв впадающих в озеро Байкал, но на сегодняшний день их количество сильно сократилось из-за вырубок леса.

Вероника Игнатенко (объединение «Исследователи биологии») рассказала об уникальном животном мире Бакала. В озере и на берегах обитают более 3600 представителей флоры и фауны, примерно 70% которых больше нигде не встречаются (эндемики). Отдельное внимание было уделено таким видам как: байкальская нерпа (лат. Pusa sibirica), байкальская эпишура (лат. Epischura baikalensis) - вид планктонных ракообразных из подкласса веслоногих, омуль байкальский (лат. Coregonus migratorius), байкальские губки рода Любомирскииды (Lubomirskiidae), которых в Байкале насчитывается 16 видов.

Ева Брехова (объединение «Исследователи биологии») в кратком докладе попыталась раскрыть экологические проблемы, существующие на Байкале. В частности, в качестве ухудшения экологической обстановки были рассмотрены следующие факторы: размещение на берегу озера промышленных предприятий (целлюлозно-бумажный комбинат), загрязнение поверхностных вод нефтепродуктами, сточные воды населённых пунктов, которые без очистки попадают в Байкал, несанкционированный туризм, вырубка леса, несанкционированные свалки.

Побоков Арсений, учащийся 10А класс МАОУ СОШ №22 города Улан-Удэ рассматривал в своём докладе юридическую сторону охраны озера Байкал. Основным документом является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который является главным вектором формирования природоохранной нормативной базы. К подсистеме природоресурсного законодательства относятся:
* Земельный кодекс Российской Федерации ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.;
* Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
* Лесной кодекс Российской Федерации ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.;
* Водный кодекс Российской Федерации ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.;
* Федеральный закон от 24 апреля 1995 г ФЗ № 52 «О животном мире»,
а также другие законодательные и нормативные акты, принятые на уровне субъектов Российской Федерации.

Наханцаков Хэшэгтэ и Тырхеева Виктория (учащиеся 8 класса МОУ СОШ «Поселья») рассказали о традиционных нравственно-этических правилах поведения на Байкале. Вода - это источник жизни. Считалось, что вода «живая» за счет своего Хозяина - Лусад. Чтобы не разгневать Лусад, на берегу водоемов не допускалось шуметь, кричать, ругаться. Запрещалось плевать в воду, сморкаться, испражняться, чтобы не навлечь на себя и на свой род тяжёлые болезни. Так как буряты были кочевыми народами, то было принято селиться как можно подальше от воды, чтобы скот не загрязнял воду. Горы для бурят, эвенков и других народов Байкала имеют сакральное значение, как места обитания небесных божеств. Так горы Бархан Уула, Мунку Сардык, Алтан-Мундарга в Бурятии принято считать священными, и люди в молитвах поворачиваются к ним лицом и упоминают их названия. Экологическое воспитание проводится с самых ранних лет через систему запретов – сээртэй (грех), ибузарлаха (осквернить).

Михаил Гришин (объединение «Геоландия») сделал обзорный доклад на тему «Развитие экологического туризма на Байкале». Поездка на Байкал - лучший способ отдохнуть и душой, и телом, погрузившись в мир первозданной природы. Экологический туризм - особый вид отдыха, во время которого туристы посещают места с относительно нетронутой природой, путешествуют по местностям, сохранившим свой первозданный вид, посещают памятники природы и т.п. Экологический туризм на озере Байкал по оценкам многих специалистов, с каждым годом набирает все большую популярность у путешественников со всего мира. Для туристических возможностей, байкальский регион с его первозданной природной красотой практически неисчерпаем. Он может подразумевать длительное путешествие, например, по Кругобайкальской железной дороге. Для развития экологического туризма в регионе, в 2003 году была создана межрегиональная общественная организация «Большая Байкальская тропа».

Куприянова Надежда (учащаяся 9 «А» класса МОУ "Гурульбинская» СОШ, Республика Бурятия) сделала доклад «Меморандум «О Байкале как мировом центре экопросвещения»». Основные положения меморандума: 1. допускать на Байкале проведения мероприятий, наиболее безопасных для окружающей среды, предпочтительно физкультурного, рекреационного, оздоровительного, воспитательного, просветительского, экологического характера - того, что позволит создать территорию здоровья и духовного развития с высокой долей ответственности; 2. Разрешать количества людей, соответствующие нормам антропогенных рекреационно-туристических нагрузок на территорию; 3. уважать и учитывать традиционные нравственно-этические представления жителей Байкальского региона о Природе и озере Байкал о том, что природные объекты: водоемы, горы, растения и даже камни считаются священными; 4. С 22:00 до 7.00 утра необходимо снизить уровень шума до максимально допустимых пределов в соответствии с экологическими требованиями к уровню шума на ООПТ (Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Заключительный доклад был представлен Лейлой Мамедовной Хахураевой «Роль общественных организаций в сфере охраны окружающей среды на примере озера Байкал». В докладе Лейла Мамедовна обратила внимание школьников на то, что каждый не равнодушный человек может внести свой вклад в улучшение экологии. В целом общество настраивается на улучшение экологии, в частоности это происходит посредством экологизации. Экологизация - это последовательное внедрение идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в чье-либо мировоззрение, в сферы законодательства, управления, экономики, образования и т.д., направленных на применение использование возобновляемых и рациональное потребление не
возобновляемых ресурсов.

В завершении круглого стола Алексей Александрович отметил, что ребята хорошо подготовились, и было видно, что тема, которую они раскрывали в своём докладе, им интересна. Так же Алексей Александрович добавил, что в России в целом обеспокоены состоянием этого уникального водного объекта, поэтому были разработаны ряд программ, в частности «Сохранение озера Байкал». Этот федеральный проект направлен на сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал, а также на сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории. Проект реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326) и национального проекта «Экология».